вторник, 10 сентября 2013 г.

Стань сильнее – научись говорить НЕТ!


Известный испанский философ Гарсиан сказал: «Кто принадлежит всем, не принадлежит себе». НЕТ! - это кажется так просто, почему же его очень часто так непросто произнести? Страх быть наказанным? Потерять симпатию и ответную помощь? Однозначный ответ на данный вопрос найти сложно, но без сомнения понятно, что во многих жизненных ситуациях все же придется его произносить, даже в ущерб собственным интересам.

Как же это правильно сделать, расскажет Tasty Ideas. Конфликтологи различают несколько видов отказа, которые можно внедрять, не заботясь о том, что вы кого-то обидите.

1. НЕТ! Такая форма отказа является категоричной, ее применяют прямолинейные люди, сильные и волевые. Если вам такой метод не подходит, облачите слово «нет» в смягченную форму, например: Нет, я не могу так поступить или Нет, я с этим не согласен. Обосновывать причину отказа можно только по собственой инициативе, никто не вправе решать это за вас. Если же собеседник назойливо пытается выудить причину, пользуйтесь методикой «заела пластинка», твердя одно и то же по нескольку раз.

2. Выслушивая собеседника, все его трудности, вы сопереживаете, но отказываете. Это как бы жестче, чем в варианте 1, но так только кажется. Проговаривая «Мне очень приятно, что ты обратился именно ко мне с этой просьбой, но в данной ситуации я не смогу помочь» и отказывая, вы даете понять собеседнику ,что понимаете его проблему, сопереживаете, но в силу каких-то обстоятельств не можете помочь. Главное, говорить искренне.

3. Обоснование отказа – мягкая его форма. «Я не смогу выйти на работу в выходной день, так как…». Отказ должен быть выражен в краткой форме, без «растеканий мыслью по древу». Такой метод срабатывает при разговоре с начальством или старшими людьми.

4. Отсрочка. Отказ имеется, но с задержкой по времени. Ссылайтесь на то, что вы человек, не склонный к принятию решений сломя голову. Вам нужно подумать, все взвесить. «Сейчас я не обладаю достаточной информацией, чтобы решить. Когда вам нужен мой ответ?» Ответ можете передать кем-то или по телефону, так будет проще. Этот метод хорош при общении с человеком-«банным листом», от которого тяжело избавиться.

5. Условный. Вы готовы помочь, но на своих условиях. «Я не могу за тебя решить задачу полностью, но могу объяснить ее принцип». Если сторону не удовлетворяют ваши условия, вы вправе перейти к пункту 1 – отказаться кратко и четко. Но нужно следить, чтобы ваше «половинное» НЕТ в процессе выполнения требования не переросло в полное ДА.

6. Дипломатия. Вовлекая в процесс обсуждения и себя, и просящего, в ходе разговора выясняете наиболее оптимальное решение для обоих, и даже можно «перевесить» проблему на кого-то другого, или опять же на своих условиях. Как договоритесь. «Могу ли я помочь как-то иначе?»

Конечно, выбирая тот или иной метод, нужно понимать, какой из них наименее болезнено воспримется собеседником. Не бывает неправильных и правильных решений, выбор всегда есть и он за вами!

Автор текста – Татьяна Слесаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий